Способы борьбы с хамством  

 

"Хамов мы сами у себя развели, нам их никто с парашютами не сбрасывал".

В. Шукшин.

-- Держи своего кобеля! -- заорала на меня в порыве праведного (?) гнева дородная матрона, когда мой щенок (ну и что, что ротвейлер?) с самыми добрыми намерениями обратил к ней, проходящей мимо, свою детскую мордочку, дабы познакомиться.

От неожиданности, вызванной таким в высшей степени фамильярным обращением, я, привыкшая к вежливому "Вы", натянула поводок, так что моя собака не смогла подойти к страшной тете даже на метр. Однако это не удовлетворило собаконенавистницу. То, что мне пришлось затем выслушать, было похоже на лавину снега, летящую с кручи. Неформальная блюстительница порядка умудрилась даже найти где-то тяжелую палку (это среди сугробов снега!) и запустить ею в меня. Подозреваю, что не будь при мне моей собаки (ну очень страшной!), она бы побила меня (благо, нашла бы повод прицепиться, если не к собаке, так к цвету моих волос). Благополучно отскочив от летящего предмета, я пожелала женщине "подлечить нервишки в подобающей больнице", чем удовлетворила свою жгучую потребность разозлить ее еще больше. Увидев страшную гримасу, перекосившую ее и без того неприятное от хронической злобы лицо, я отпраздновала в душе маленькую эгоистическую победу над хамством.

Это, конечно, крайний случай, можно сказать, высшее проявление хамства. Однако согласитесь, всем нам приходится против нашей воли время от времени общаться с хамами -- в магазине ли, в автобусе, в присутственных местах. Как противостоять им, как защитить себя от их злобы и как остаться при этом в хорошем настроении?

Немного о типологии хамства

Разновидностей хамов существует множество. Некоторые "хамоведы" даже пытаются создавать свои классификации. Так, согласно одной из них, различают хама мрачного, хама-циника, хама восторженного, хама-клопа, шокового хама, стервозного хама и т.д. Однако всем хамам присущи некие типичные признаки, позволяющие нам без труда их идентифицировать. Каковы же они?

Многое о человеке говорит его речь (простите за невольный каламбур). Так вот, речь хама изобилует хвастливыми высказываниями, он как бы постоянно бросает вызов окружающим: не дай бог, кто-нибудь окажется хозяином положения вместо него. В речи проявляются его наглость и бесцеремонность. Он презрительно говорит о своих мнимых "соперниках". Вспомните шукшинского Глеба Капустина: "-- Ну, пошли попроведаем кандидатов, -- скромно сказал Глеб". "-- В какой области кандидаты? -- спросил Глеб". "Кандидатов сейчас как нерезаных собак…" В разговоре хам частенько использует неприличные выражения, "плоские шутки", фамильярное обращение, обращение на "ты": "Садитесь, мамзели! Же ву при а ля три-монтран! А вы, господа, подвиньтесь... нечего тут!". "Господин Белебухин, выходи к свиньям собачьим! Что рыло наморщил? Говорю, выходи, стало быть и выходи! Живо у меня, а то, гляди, не ровен час, как бы в шею не влетело!"

Для поведения хама характерно отрицание социальных норм, он их презирает, считает себя выше их. В то же время он может демонстративно разглагольствовать о "правах человека", которые вы, якобы, нарушили, о чести и достоинстве. Самому же эти понятия чужды: "- А плевать мне, что ты - Жестяков! А газете твоей вот какая честь..." Хам эгоистичен, а потому "защищает" на самом деле только свою "честь". Поведение хама демонстративно, он важен и всем своим обликом демонстрирует это. Заслышав о новом "сопернике" хам возбуждается, проявляет нетерпение, рвется в драку.

Чего можно добиться хамством?

Кое-кому это может показаться странным, но именно при помощи хамства человек может удовлетворять некоторые из своих насущных потребностей. Каковы же потребности у хама?

Для начала вспомним те случаи, когда нам случалось действительно
кого-нибудь толкнуть, наступить на ногу, или иным способом причинить ущерб. В 99 случаях из ста жертва реагирует вполне адекватно - принимает извинения, или вообще не обращает внимания. А это значит, что хамов-то на самом деле не так уж много. Но один хам способен испортить настроение всему
трамваю.

Зачем они это делают? Если вспомнить реальные ситуации, поводы для
конфликтов, результаты трамвайных скандалов, то становится очевидно, что ни
о какой реальной защите интересов речи не идет. Истинный хам, подобно
странствующему рыцарю или пит-булю бросается в бой по велению долга, или, другими словами, из чистой любви к самому процессу. Но кое-чего они все-таки
добиваются. На самом деле, преследуется несколько целей.

Прежде всего, хам испытывает потребность в общении. Человек ограниченный, без явных интеллектуальных интересов, он нуждается в том, чтобы кто-нибудь пообщался с ним (пусть даже на примитивном уровне "автобусной разборки"), дабы таким образом заполнить на время душевную пустоту. Человек нуждается в эмоциональном контакте с
окружающими так же сильно, как в воздухе и пище, и если он не может вызвать
к себе любовь, то старается вызвать страх или ненависть. Привлечь к себе внимание, заинтересовать собеседника разговором, интеллектуальным спором хам не в состоянии
, поэтому использует для этого то, что ему доступно -- брань, крик, оскорбления, высказывания, унижающие достоинство оппонента. Таким образом хам и удовлетворяет свою потребность в общении.

Вторая потребность -- это потребность в признании. В подавляющем большинстве случаев хам не может достичь одобрения, демонстрируя или проявляя каким-либо образом свои ограниченные интеллектуальные ресурсы, поэтому ему иногда удается испытывать иллюзию признания, радостно созерцая "своих зрителей", которыми невольно становятся окружающие. В конфликтной ситуации, переросшей в скандал, на хама обращают внимание, с ним разговаривают (или вступают в перепалку) -- а значит, признают его существование. Он понимает, что он -- "не пустое место". Так удовлетворяется потребность в признании.

С предыдущей потребностью перекликается потребность в демонстрации себя, потребность выделиться из толпы людей. Это присуще, как правило, людям истерического склада, коими хамы чаще всего и являются. Хам всегда из своего выступления устраивает маленький спектакль. Ему недостаточно одного зрителя (по совместительству -- участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Пассажиры автобуса, люди на автобусной остановке, очередь в магазине -- Его Зрители. И конечно, хаму необходимо показать собственное превосходство. На самом деле, его самооценка низка. Такой человек в глубине души меньше всего бывает доволен сам собой. Да и за что ему себя хвалить? За то, что не достиг того уровня, который является социально одобряемым (не сделал карьеру, не принес пользу обществу)? И даже если хамом является человек, сидящий в директорском кресле, это еще не говорит о том, что его самооценка высока. Он может понимать свою несостоятельность, свою ограниченность, не видеть перспективы, путей дальнейшего развития, проводимая им политика может удовлетворять лишь его эгоистические потребности, не способствуя развитию кампании. О желании осадить собеседника, показать свое превосходство говорит хам примерно таким образом: "-- Люблю по носу щелкнуть -- не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи..." Желание доказать собственное превосходство осуществляется путем демонстрации оного любым путем, даже тогда, когда "соперник" будет унижен. Пристыдить, подавить его -- цель хама. Лучше всего эта ситуация выражена фразой "вообще-то он считает, что ничего собой не представляет, но если вы позволите ему
потоптаться на вас, он начинает думать, что все-таки что-то собой
представляет". Порой, удовлетворяя эту свою потребность, хам становится смешон: он начинает говорить с людьми о незнакомых ему вещах. Ему-то кажется, что он умен, хотя невооруженным глазом видно, что он только пыжится показать себя умнее. Хам любит читать нравоучения, поучать даже тех, кто объективно умнее и мудрее его.

Таким образом, хам -- это несчастная личность, лишенная любви и признания и заслуживающая не ненависти, а презрения и жалости.

С хамством можно бороться!

Как же быть с хамами, которые постоянно норовят испортить нам настроение?

Существует несколько способов реагирования атаку хама.

Простейшее решение состоит в том, чтобы использовать принцип талиона, гласящий "око за око, зуб за зуб", и "перехамить" хама. Если вы чувствуете в себе недюжинную силу, достаточную для вступления в словесную перепалку, могущую плавно или не очень перейти в рукоприкладство, вы вполне можете преуспеть в этом. Вы лишите хама чувства собственного превосходства, ошеломив его же оружием. Однако, во-первых, вы не лишите его признания того, что он существует и заслуживает внимания, во-вторых, вступая в бой на чужой территории, вы можете и проиграть, и главное - вы потратите собственные силы и нервы.

Возможен и следующий сценарий вашего общения с хамом: вам нужно игнорировать все его нападки и нелицеприятные высказывания. Однако если вы делаете это неискренне, демонстративно, то это ни что иное, как та же агрессия. Однако преимущество именно этого оружия заключается в том, что это оружие абсолютное. Если вы сможете молча смотреть хаму в глаза как на стенку (либо смотреть сквозь него, как сквозь стекло), не меняя при этом выражения лица, он просто захлебнется собственной злобой и будет уничтожен. Вы останетесь победителем, но при этом хам уйдет униженным и озлобленным (впрочем, признайтесь, иногда мы хотим достичь именно этого, дабы "отомстить" за наши моральные переживания).

Есть и третий путь! Путь отказа от скандала. Прежде всего, надо не поддаться эмоциям, остаться на конструктивных позициях. Отнеситесь к хамящему, как к уличному проповеднику или торговцу, который пытается вовлечь вас в свою игру. Покажите, что это вам не интересно. Скажите "Да ну, бросьте, ерунда какая!" или еще что-нибудь в этом роде. Не встретив привычной реакции, запрограммированный на скандал человек тут же переключается, при этом вы не оставите в его сердце ни злобы ни унижения, только недоумение, поскольку привычная программа почему-то не сработала.

Наконец, четвертый путь -- это путь, которым идут те, кто способен превращать врагов в друзей. Этот путь состоит в том, чтобы вспомнить о том, как несчастен человек, пытающийся уязвить вас, и отнестись к нему с искренней любовью.

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ